Автор этого
материала – известная и, насколько мы
можем судить, уважаемая личность в
кругах московских байкеров, зовут
Верой (в ее среде не принято называть по
фамилии). Ездит на мотоцикле
практически всю сознательную жизнь и
всегда – на машинах Ирбитского
мотозавода. Так что знает их
практически до последнего винтика.
По договоренности с руководителями
ИМЗ, "Мото" публикует материалы о
продукции предприятия. Условились – с
объективными откликами и оценками –
для того, чтобы они послужили основой
для совершенствования главного
российского мотоцикла – "Урала".
Вот и этот материал, который мы
попросили подготовить Веру, –
своеобразный "круглый стол",
проведенный среди московских байкеров,
с мнением о мотоциклах "Вояж" и "Кобра".
Публикуем его, практически не
подвергнув литературной правке.
Прошло 2–3 года с того момента, как на
московском рынке появились мотоциклы
"новой породы" – "Вояж" и "Кобра".
Их пока немного, и чаще всего их можно
встретить около магазина "Спорт"
на улице Ивана Бабушкина или в
мотомастерской у Николая Семеновича.
Это два места, куда могут обратиться за
помощью "смелые наездники".
Недавно мне поступило заманчивое
предложение подписаться на журнал "Мото",
чтобы принять участие в розыгрыше
мотоцикла "Вояж". И что я получу,
если выиграю?
Честно, по своему дизайну он мне не
понравился. Напоминает японский
мотоцикл, но совершенно не байкерский.
Он рассчитан на среднего мотолюбителя,
который хотя бы первое время не желает
возиться с железками. Но через
определенное количество километров
обязательно вылезут недостатки.
Например, кончится генератор. Один мой
знакомый дважды ездил на завод, чтобы
"поругаться". Во второй приезд не
выдержал и запустил генератором в
директора завода (уже бывшего). Жаль,
что промахнулся, зато получил новый,
проверенный.
Нельзя доверять и электронному
зажиганию. Понадеявшись на его
прочность, мы с моей подругой Натальей
отправились в Питер. И на обратной
дороге оно сгорело. Нам, девчонкам,
ничего другого не оставалось, как в два
часа ночи в лесу под дождем, за 200 км от
Москвы, посылать привет Ирбитскому
заводу голубиной почтой.
Но несмотря ни на что, меня
заинтересовало предложение журнала, и
очень захотелось поподробнее узнать о
достоинствах и недостатках "Вояжа".
К тому же и редакция попросила все о нем
рассказать с нашей точки зрения.
Я сразу решила обратиться к
специалистам, которые уже не один год
занимаются ремонтом русской техники и
через чьи руки прошел мотоцикл "Вояж".
Я направилась в мотомастерскую к
Николаю Семеновичу. Это человек, у
которого "золотые" руки. Для него
нет ничего невозможного. Он как
волшебник: оживляет такие моторы,
которым, казалось бы, место на свалке.
– Николай Семенович, я видела у вас
в мастерской два новых мотоцикла. На
что "жалуются"?
– Ко мне приезжали "Вояжи" со
стандартными 650-кубовыми моторами.
Старые моторы – старые проблемы. Вот с
коробкой передач намутили не в лучшую
сторону. 500–600 км – и приехали. У меня в
ремонте их было два, и оба с коробками.
Некачественная сборка. Накрываются 3-я
и 4-я передачи. А я с каждым разом
убеждаюсь, что нет ничего лучше "днепровской"
с "эскортника".
Тормозная система никуда не
годится. Как не было задних тормозов,
так и нет, да еще вместо тяги тросик
поставили. Система глушителей и
резонатора тоже отвратительная: чтобы
снять коробку, надо разобрать весь
мотоцикл. С электрикой в такой степени
все наворочено, что я даже и
разбираться не хочу. Вилка и
амортизаторы как не работали, так и не
работают.
(Реплика оказавшегося рядом
байкера Макса: "Что, "японский"
"Вояж" обсуждаете? Ха-ха...")
– Николай Семенович, а вы можете
сказать что-нибудь положительное?
– Колесико заднее симпатичное, но
технология производства жуткая: берут
болванку, обтачивают на токарном
станке, а потом фрезеруют – по затратам
колесо просто золотое получается, а не
дюралевое.
Как потом выяснилось, это были
первенцы. А о том, что из себя
представляют их младшие 720-кубовые
братья, родившиеся двумя годами позже,
я узнала у Михаила, работающего
механиком в магазине "Спорт" на
улице Ивана Бабушкина.
– Миш, скажи, за последний год в
магазине было продано очень много
мотоциклов "Вояж". Сколько из них
вернулось обратно?
– Почти все. У некоторых небольшие
проблемы: тросики рвутся или
подрегулировать надо. Но бывает и
покруче: у кого маховик сворачивает, у
кого зубья срезает на план-шайбе. Со
стартером просто беда – летит
постоянно. Во-первых, место для него
выбрано неудачно, во-вторых, зачем надо
было брать стартер от "Запорожца"?..
Что еще? Из-за изменения угла наклона
кардана пришлось убрать резиновую
муфту и поставить крестовину.
Получилась жесткая сцепка. И все удары
приходятся на вторичный вал. К нам в
магазин принесли вал, сломанный
пополам. Я такого в жизни не видел!
– Давай пройдемся по ходовой.
Говорят, что вилка и амортизаторы не
работают...
– Они никогда на "Урале" не
работали. А вот с дисковыми тормозами
теперь, не боясь, можно ездить на
большой скорости. Правда, маятник
утратил жесткость. Появился
скручивающий момент. Зато у них есть
уникальные траверсы, изготовленные
вручную на фрезерном станке. Такие
детали очень ценятся. Стойки под руль,
сама знаешь, мы изготавливаем уже много
лет, кто где может, а здесь они уже
готовые и к тому же отлично
отхромированы. То, что лучше Ирбита
никто не делает, так это хром. Ни японцы,
ни немцы, ни американцы – никто. Я могу
целый день ездить по грязи, а когда
мотоцикл высохнет, сухой тряпочкой
протереть хромированное колесико, и
оно снова станет как новенькое.
– Ну а внешний вид?
– Собрались делать чоппер, так
делайте чоппер, а не фифти-фифти.
Глушители – просто ужас, одни
незачищенные сварные швы чего стоят! Да
и задраны высоковато: сумки не повесишь,
подружку не посадишь. Если бы в этом
мотоцикле главной проблемой был дизайн,
то я был бы счастлив. Я бы его изменил за
несколько дней. Вообще, что касается
дизайна, то это личное дело каждого
человека, и об этом можно долго спорить.
Вот покрашен он отвратительно. Конечно,
зачем грунтовать, если и так купят!
– Зато погонять, наверное, на нем
можно: в моторе теперь 40 лошадиных сил.
На что повлияло увеличение мощности?
– Какие-либо изменения были бы
заметны, если бы стояла старая коробка
передач. В новой изменены все числа, да
и 4-я передача стала хуже. Он потерял
свою тяговитость, стал "туже", не
так хорошо отвечает на ручку газа. Зато
1-я передача стала длиннее, 3-я просто
универсальная – от 20 до 100 км/ч. В новых
документах написано: "Заливать в
коробку масло для двигателя".
Представляешь, во что оно превратится
при 5000 оборотов, да и сальники такого
качества, как у нас, не выдержат.
Коробка как текла, так и течет, как были
слабые места, так и остались. Сейчас
надо добиваться качественной сборки из
качественного материала. В планах у
Ирбитского завода есть задумка
поставить импортные сальники и
пыльники.
Хочу отметить положительные
качества мотора: появился тепловой
ресурс, так как сделали алюминиевые
гильзованные цилиндры (мотор не
перегревается), улучшена клапанная
система. Поставить бы только хорошие
карбюраторы. Там стоят чешские. Они мне
не нравятся: плохо держат холостые, а
работать начинают только после 3000 об/мин.
Я бы предпочел английские карбюраторы
"бинги" – они разрабатывались
специально для оппозитов.
На "Вояже" уже стала лучше
развесовка мотора. Кстати, оппозитный
мотор идеален по центру тяжести – у
него он самый низкий. Это говорит о том,
что я могу положить мотоцикл на
повороте до такой степени, что сапоги
начнут чиркать по асфальту, но он будет
держать дорогу. Никто не положит "японец"
так, как я положу "Урал". С рядной
"четверкой" постоянно борьба на
дороге. Чтобы компенсировать
равновесие, приходится совершать
дополнительные телодвижения. С
оппозитом этого делать не надо. Это его
преимущество.
– Но почему же они так часто
ломаются?
– Основная беда – плохое качество
материалов и плохая сборка. Возможно,
нужен другой какой-то определенный
сплав металлов. Наверняка в Ирбите есть
инженеры, светлые головы, но
перестроить производство, которое
работало много лет, тяжело.
– Но все равно они что-то
изобретают...
– Зачем нужно было изобретать "вояжевскую"
раму? Да, она неплохая, за исключением
задней части. Но зачем "изобретать
велосипед", зачем они ушли от
красивой "эмовской" или 6-вольтовой
"нашенской" свечной рамы,
непонятно. Ведь любой байкер в своем
чопперостроении использует ту или
другую раму. Проще было доработать одну
из них. Я не понимаю, зачем Ирбит
занимается такой ерундой. Зачем нужно
было изобретать сальники? Наши деды
через все уже прошли. Ты видела хоть
один текущий мотор от К-750? Там стоят
набивные войлочные прокладки. А под "уральским"
мотором постоянно если и не лужа масла,
то несколько капель – обязательно.
– Мотоцикл надо доделывать! – с
нотами патриотизма в голосе воскликнул
Дмитрий, случайно подслушавший наш
разговор. – Он должен ехать. Я уверен,
он проедет миллион километров.
Оппозитный мотор универсален, особенно
для плохих дорог. Я его сделаю – это
возможно, даже если придется заменить
все. Я это сделаю и для себя, и для того,
чтобы показать Ирбитскому заводу, что
этот мотоцикл способен на многое. Меня
этот Запад уже ... Это они учились у нас.
Почему мы у них должны покупать?
– И действительно, почему? – опять
обращаюсь к Михаилу.
– Как бы ни был "Вояж" плох по
сравнению с "Соло" и простым "Уралом",
это шаг вперед, причем огромный шаг
вперед для нашей промышленности. Если
взять его новым, заменить на нем
определенные вещи, приложить к нему
руки, то... Я бы посадил все на герметик.
– Но ведь лучше прокладок ничего
нет!
– Теоретически – да. Но чтобы
ставить прокладки, поверхности
сопрягаемых деталей должны быть
идеальны, а не из-под фрезы. Поэтому
практика показывает, что без герметика
не обойтись. На заводе вручную этим
никто заниматься не будет.
– Неужели Ирбитский завод сразу не
может делать мотоциклы, "доведенные
до ума".
– Не может.
– Почему, как по-твоему?
– Потому что слесарь на заводе или
механик получают деньги не за
конкретный мотоцикл, а зарплату за
месяц. Представляешь, что будет, если
рабочий начнет пальцем размазывать
герметик везде, где он необходим?
Производство просто остановится.
Нельзя требовать от этого мотоцикла
того, чего он в принципе не может дать.
Если кому-нибудь нужна скорость 180 км/ч,
то лучше пойти и купить "японца".
– Но BMW же может! Тот же оппозитный
двигатель...
– Ты слышала, как работает
"R1200C"? Как двухтактный 500-кубовый
"японец". А когда пытаешься ногой
нажать на педаль заднего тормоза, то
упираешься в цилиндр. Так никакой обуви
не хватит. Да, он 4-клапанный... Если на
"Урал" поставить масляный насос,
который бы давил не 0,7–0,8 атмосфер, а
при 0,9 открывался бы впускной клапан, то
со всеми вытекающими из этого
последствиями мотор стал бы работать
совершенно по-другому. Я видел этот
насос, и его можно поставить на "Урал",
внеся небольшие изменения.
– Но в этом, к сожалению, никто не
заинтересован. "Уралы" покупали,
покупают и будут покупать. Заводу
удалось выпустить "Вояж" и "Кобру"...
– "Кобра" – это вообще
отдельный разговор. Все ее
преимущества уходят на нет только при
одном: сухая рама.
– "Кобра" красивая...
– На мотоцикле ездить надо, а не
смотреть на него. Мотоцикл – это не
машина, и нельзя жертвовать ходовыми
качествами ради красоты.
Затем я решила поговорить с
человеком, который уже более 15 лет
ездит на советской технике. В тусовке
его зовут Призрак.
– Как ты относишься к мотоциклу "Кобра"?
– "Кобра" – просто бред.
Похоже, ее собирали пациенты больницы
имени Кащенко, втихаря от врачей.
– Да, моя подруга прокатилась на
"Кобре" один круг по Садовому
кольцу, потом неделю лежала с больным
позвоночником – "Кобра" с ее
жесткой подвеской подругу "утрамбовала".
Ну а "Вояж"? Он же мягкий, удобный, и
двигатель помощнее.
– Ты что, хочешь купить "Вояж"? Не
вздумай! Особенно 720-кубовый. В нем
добавляются всего 4 лошадиные силы,
которые ты даже не почувствуешь, а
движок-то – мертвый. Колено сырое,
стартер кончается за сезон. А дизайн!
Такой мотоцикл может купить лишь
человек, страдающий отсутствием вкуса.
Перед – от чоппера, зад – от эндуро, а
сиденье – а-ля 80-ые. Так и хочется взять
автоген и разрезать его пополам. Лепят
топором! Полная безвкусица!.. Надо
отметить гармоничность сочетания
передней вилки с колесом с дисковыми
тормозами, с фарой, траверсами и рулем.
Но "приборка" переходит всякие
границы и черной полосой перечеркивает
всю гармонию.
Действительно, собрали мутанта, а
не чоппер. Повыдергивали куски из
разных мотоциклов, причем не очень
удачные, и слепили их вместе.
Повариться бы дизайнерам и
конструкторам в байкерской среде годик-другой,
да почаще заглядывать в журнал "Easyrider",
тогда бы они поняли, что хотят байкеры.
Но несмотря на то, что многие
отзываются не в пользу "Вояжей", за
4–5 дней до московского байк-шоу в
магазине "Спорт" был наплыв
покупателей. Продали все мотоциклы "Вояж",
а спрос не кончался.
Да, еще не перевелись в нашей стране
патриоты!
От редакции. На первый взгляд,
байкеры-спецы лишь чуток "погладили"
производителей "Уралов", а уж "всыпали"
– по первое число. Но нам показалось,
что так бранят своего, родненького,
когда хотят, чтобы тот окреп, "вышел в
люди" и был в полном порядке.
Наверное, так и должны воспринимать
высказанное те, кто создает семейство
"Уралов". И давайте сделаем так.
Через год вернемся к этому разговору,
по возможности, в том же кругу "критиков".
К тому времени, как нам обещал
генеральный директор Ирбитского
мотозавода Вадим Тряпичкин, "Вояж"
и "Кобра" станут другими – лучше.
Лишь бы в экономике страны все
наладилось.
Когда
этот номер верстался, стало
известно, что руководители ИМЗ
распорядились приостановить
отгрузку "Вояжей" торгующим
организациям. Мотоциклы поступят в
продажу только после устранения
производственных и конструктивных
недостатков, выявленных в
последнее время. Кроме того,
категорически запрещено впредь
использовать производственные
материалы, ухудшающие качество
деталей и узлов. Завод достиг
договоренности с поставщиками о
закупке комплектующих зарубежного
производства. Кроме того,
руководители ИМЗ обратились через
"Мото" ко всем, кто ездит на
"Уралах", с просьбой присылать
пожелания, предложения, касающиеся
семейства мотоциклов завода. Ваши
письма направляйте по адресу:
Свердловская обл., г. Ирбит, ул.
Советская, 100-а.
|
|