Вояж байкеров по "Уралу"

Rider  

   Автор этого материала – известная и, насколько мы можем судить, уважаемая личность в кругах московских байкеров, зовут Верой (в ее среде не принято называть по фамилии). Ездит на мотоцикле практически всю сознательную жизнь и всегда – на машинах Ирбитского мотозавода. Так что знает их практически до последнего винтика.
  По договоренности с руководителями ИМЗ, "Мото" публикует материалы о продукции предприятия. Условились – с объективными откликами и оценками – для того, чтобы они послужили основой для совершенствования главного российского мотоцикла – "Урала". Вот и этот материал, который мы попросили подготовить Веру, – своеобразный "круглый стол", проведенный среди московских байкеров, с мнением о мотоциклах "Вояж" и "Кобра".
  Публикуем его, практически не подвергнув литературной правке.

  Прошло 2–3 года с того момента, как на московском рынке появились мотоциклы "новой породы" – "Вояж" и "Кобра". Их пока немного, и чаще всего их можно встретить около магазина "Спорт" на улице Ивана Бабушкина или в мотомастерской у Николая Семеновича. Это два места, куда могут обратиться за помощью "смелые наездники".
  Недавно мне поступило заманчивое предложение подписаться на журнал "Мото", чтобы принять участие в розыгрыше мотоцикла "Вояж". И что я получу, если выиграю?
  Честно, по своему дизайну он мне не понравился. Напоминает японский мотоцикл, но совершенно не байкерский. Он рассчитан на среднего мотолюбителя, который хотя бы первое время не желает возиться с железками. Но через определенное количество километров обязательно вылезут недостатки. Например, кончится генератор. Один мой знакомый дважды ездил на завод, чтобы "поругаться". Во второй приезд не выдержал и запустил генератором в директора завода (уже бывшего). Жаль, что промахнулся, зато получил новый, проверенный.
  Нельзя доверять и электронному зажиганию. Понадеявшись на его прочность, мы с моей подругой Натальей отправились в Питер. И на обратной дороге оно сгорело. Нам, девчонкам, ничего другого не оставалось, как в два часа ночи в лесу под дождем, за 200 км от Москвы, посылать привет Ирбитскому заводу голубиной почтой.
  Но несмотря ни на что, меня заинтересовало предложение журнала, и очень захотелось поподробнее узнать о достоинствах и недостатках "Вояжа". К тому же и редакция попросила все о нем рассказать с нашей точки зрения.
  Я сразу решила обратиться к специалистам, которые уже не один год занимаются ремонтом русской техники и через чьи руки прошел мотоцикл "Вояж". Я направилась в мотомастерскую к Николаю Семеновичу. Это человек, у которого "золотые" руки. Для него нет ничего невозможного. Он как волшебник: оживляет такие моторы, которым, казалось бы, место на свалке.
  – Николай Семенович, я видела у вас в мастерской два новых мотоцикла. На что "жалуются"?
  – Ко мне приезжали "Вояжи" со стандартными 650-кубовыми моторами. Старые моторы – старые проблемы. Вот с коробкой передач намутили не в лучшую сторону. 500–600 км – и приехали. У меня в ремонте их было два, и оба с коробками. Некачественная сборка. Накрываются 3-я и 4-я передачи. А я с каждым разом убеждаюсь, что нет ничего лучше "днепровской" с "эскортника".
  Тормозная система никуда не годится. Как не было задних тормозов, так и нет, да еще вместо тяги тросик поставили. Система глушителей и резонатора тоже отвратительная: чтобы снять коробку, надо разобрать весь мотоцикл. С электрикой в такой степени все наворочено, что я даже и разбираться не хочу. Вилка и амортизаторы как не работали, так и не работают.
  (Реплика оказавшегося рядом байкера Макса: "Что, "японский" "Вояж" обсуждаете? Ха-ха...")
  – Николай Семенович, а вы можете сказать что-нибудь положительное?
  – Колесико заднее симпатичное, но технология производства жуткая: берут болванку, обтачивают на токарном станке, а потом фрезеруют – по затратам колесо просто золотое получается, а не дюралевое.
  Как потом выяснилось, это были первенцы. А о том, что из себя представляют их младшие 720-кубовые братья, родившиеся двумя годами позже, я узнала у Михаила, работающего механиком в магазине "Спорт" на улице Ивана Бабушкина.
  – Миш, скажи, за последний год в магазине было продано очень много мотоциклов "Вояж". Сколько из них вернулось обратно?
   – Почти все. У некоторых небольшие проблемы: тросики рвутся или подрегулировать надо. Но бывает и покруче: у кого маховик сворачивает, у кого зубья срезает на план-шайбе. Со стартером просто беда – летит постоянно. Во-первых, место для него выбрано неудачно, во-вторых, зачем надо было брать стартер от "Запорожца"?.. Что еще? Из-за изменения угла наклона кардана пришлось убрать резиновую муфту и поставить крестовину. Получилась жесткая сцепка. И все удары приходятся на вторичный вал. К нам в магазин принесли вал, сломанный пополам. Я такого в жизни не видел!
  – Давай пройдемся по ходовой. Говорят, что вилка и амортизаторы не работают...
  – Они никогда на "Урале" не работали. А вот с дисковыми тормозами теперь, не боясь, можно ездить на большой скорости. Правда, маятник утратил жесткость. Появился скручивающий момент. Зато у них есть уникальные траверсы, изготовленные вручную на фрезерном станке. Такие детали очень ценятся. Стойки под руль, сама знаешь, мы изготавливаем уже много лет, кто где может, а здесь они уже готовые и к тому же отлично отхромированы. То, что лучше Ирбита никто не делает, так это хром. Ни японцы, ни немцы, ни американцы – никто. Я могу целый день ездить по грязи, а когда мотоцикл высохнет, сухой тряпочкой протереть хромированное колесико, и оно снова станет как новенькое.
  – Ну а внешний вид?
  – Собрались делать чоппер, так делайте чоппер, а не фифти-фифти. Глушители – просто ужас, одни незачищенные сварные швы чего стоят! Да и задраны высоковато: сумки не повесишь, подружку не посадишь. Если бы в этом мотоцикле главной проблемой был дизайн, то я был бы счастлив. Я бы его изменил за несколько дней. Вообще, что касается дизайна, то это личное дело каждого человека, и об этом можно долго спорить. Вот покрашен он отвратительно. Конечно, зачем грунтовать, если и так купят!
  – Зато погонять, наверное, на нем можно: в моторе теперь 40 лошадиных сил. На что повлияло увеличение мощности?
  – Какие-либо изменения были бы заметны, если бы стояла старая коробка передач. В новой изменены все числа, да и 4-я передача стала хуже. Он потерял свою тяговитость, стал "туже", не так хорошо отвечает на ручку газа. Зато 1-я передача стала длиннее, 3-я просто универсальная – от 20 до 100 км/ч. В новых документах написано: "Заливать в коробку масло для двигателя". Представляешь, во что оно превратится при 5000 оборотов, да и сальники такого качества, как у нас, не выдержат. Коробка как текла, так и течет, как были слабые места, так и остались. Сейчас надо добиваться качественной сборки из качественного материала. В планах у Ирбитского завода есть задумка поставить импортные сальники и пыльники.
  Хочу отметить положительные качества мотора: появился тепловой ресурс, так как сделали алюминиевые гильзованные цилиндры (мотор не перегревается), улучшена клапанная система. Поставить бы только хорошие карбюраторы. Там стоят чешские. Они мне не нравятся: плохо держат холостые, а работать начинают только после 3000 об/мин. Я бы предпочел английские карбюраторы "бинги" – они разрабатывались специально для оппозитов.
  На "Вояже" уже стала лучше развесовка мотора. Кстати, оппозитный мотор идеален по центру тяжести – у него он самый низкий. Это говорит о том, что я могу положить мотоцикл на повороте до такой степени, что сапоги начнут чиркать по асфальту, но он будет держать дорогу. Никто не положит "японец" так, как я положу "Урал". С рядной "четверкой" постоянно борьба на дороге. Чтобы компенсировать равновесие, приходится совершать дополнительные телодвижения. С оппозитом этого делать не надо. Это его преимущество.
  – Но почему же они так часто ломаются?
  – Основная беда – плохое качество материалов и плохая сборка. Возможно, нужен другой какой-то определенный сплав металлов. Наверняка в Ирбите есть инженеры, светлые головы, но перестроить производство, которое работало много лет, тяжело.
  – Но все равно они что-то изобретают...
  – Зачем нужно было изобретать "вояжевскую" раму? Да, она неплохая, за исключением задней части. Но зачем "изобретать велосипед", зачем они ушли от красивой "эмовской" или 6-вольтовой "нашенской" свечной рамы, непонятно. Ведь любой байкер в своем чопперостроении использует ту или другую раму. Проще было доработать одну из них. Я не понимаю, зачем Ирбит занимается такой ерундой. Зачем нужно было изобретать сальники? Наши деды через все уже прошли. Ты видела хоть один текущий мотор от К-750? Там стоят набивные войлочные прокладки. А под "уральским" мотором постоянно если и не лужа масла, то несколько капель – обязательно.
  – Мотоцикл надо доделывать! – с нотами патриотизма в голосе воскликнул Дмитрий, случайно подслушавший наш разговор. – Он должен ехать. Я уверен, он проедет миллион километров. Оппозитный мотор универсален, особенно для плохих дорог. Я его сделаю – это возможно, даже если придется заменить все. Я это сделаю и для себя, и для того, чтобы показать Ирбитскому заводу, что этот мотоцикл способен на многое. Меня этот Запад уже ... Это они учились у нас. Почему мы у них должны покупать?
  – И действительно, почему? – опять обращаюсь к Михаилу.
  – Как бы ни был "Вояж" плох по сравнению с "Соло" и простым "Уралом", это шаг вперед, причем огромный шаг вперед для нашей промышленности. Если взять его новым, заменить на нем определенные вещи, приложить к нему руки, то... Я бы посадил все на герметик.
  – Но ведь лучше прокладок ничего нет!
  – Теоретически – да. Но чтобы ставить прокладки, поверхности сопрягаемых деталей должны быть идеальны, а не из-под фрезы. Поэтому практика показывает, что без герметика не обойтись. На заводе вручную этим никто заниматься не будет.
  – Неужели Ирбитский завод сразу не может делать мотоциклы, "доведенные до ума".
  – Не может.
  – Почему, как по-твоему?
  – Потому что слесарь на заводе или механик получают деньги не за конкретный мотоцикл, а зарплату за месяц. Представляешь, что будет, если рабочий начнет пальцем размазывать герметик везде, где он необходим? Производство просто остановится. Нельзя требовать от этого мотоцикла того, чего он в принципе не может дать. Если кому-нибудь нужна скорость 180 км/ч, то лучше пойти и купить "японца".
  – Но BMW же может! Тот же оппозитный двигатель...
  – Ты слышала, как работает "R1200C"? Как двухтактный 500-кубовый "японец". А когда пытаешься ногой нажать на педаль заднего тормоза, то упираешься в цилиндр. Так никакой обуви не хватит. Да, он 4-клапанный... Если на "Урал" поставить масляный насос, который бы давил не 0,7–0,8 атмосфер, а при 0,9 открывался бы впускной клапан, то со всеми вытекающими из этого последствиями мотор стал бы работать совершенно по-другому. Я видел этот насос, и его можно поставить на "Урал", внеся небольшие изменения.
  – Но в этом, к сожалению, никто не заинтересован. "Уралы" покупали, покупают и будут покупать. Заводу удалось выпустить "Вояж" и "Кобру"...
  – "Кобра" – это вообще отдельный разговор. Все ее преимущества уходят на нет только при одном: сухая рама.
  – "Кобра" красивая...
  – На мотоцикле ездить надо, а не смотреть на него. Мотоцикл – это не машина, и нельзя жертвовать ходовыми качествами ради красоты.
  Затем я решила поговорить с человеком, который уже более 15 лет ездит на советской технике. В тусовке его зовут Призрак.
  – Как ты относишься к мотоциклу "Кобра"?
  – "Кобра" – просто бред. Похоже, ее собирали пациенты больницы имени Кащенко, втихаря от врачей.
  – Да, моя подруга прокатилась на "Кобре" один круг по Садовому кольцу, потом неделю лежала с больным позвоночником – "Кобра" с ее жесткой подвеской подругу "утрамбовала". Ну а "Вояж"? Он же мягкий, удобный, и двигатель помощнее.
   – Ты что, хочешь купить "Вояж"? Не вздумай! Особенно 720-кубовый. В нем добавляются всего 4 лошадиные силы, которые ты даже не почувствуешь, а движок-то – мертвый. Колено сырое, стартер кончается за сезон. А дизайн! Такой мотоцикл может купить лишь человек, страдающий отсутствием вкуса. Перед – от чоппера, зад – от эндуро, а сиденье – а-ля 80-ые. Так и хочется взять автоген и разрезать его пополам. Лепят топором! Полная безвкусица!.. Надо отметить гармоничность сочетания передней вилки с колесом с дисковыми тормозами, с фарой, траверсами и рулем. Но "приборка" переходит всякие границы и черной полосой перечеркивает всю гармонию.
  Действительно, собрали мутанта, а не чоппер. Повыдергивали куски из разных мотоциклов, причем не очень удачные, и слепили их вместе. Повариться бы дизайнерам и конструкторам в байкерской среде годик-другой, да почаще заглядывать в журнал "Easyrider", тогда бы они поняли, что хотят байкеры.
  Но несмотря на то, что многие отзываются не в пользу "Вояжей", за 4–5 дней до московского байк-шоу в магазине "Спорт" был наплыв покупателей. Продали все мотоциклы "Вояж", а спрос не кончался.
  Да, еще не перевелись в нашей стране патриоты!
  От редакции. На первый взгляд, байкеры-спецы лишь чуток "погладили" производителей "Уралов", а уж "всыпали" – по первое число. Но нам показалось, что так бранят своего, родненького, когда хотят, чтобы тот окреп, "вышел в люди" и был в полном порядке.
  Наверное, так и должны воспринимать высказанное те, кто создает семейство "Уралов". И давайте сделаем так. Через год вернемся к этому разговору, по возможности, в том же кругу "критиков". К тому времени, как нам обещал генеральный директор Ирбитского мотозавода Вадим Тряпичкин, "Вояж" и "Кобра" станут другими – лучше.
  Лишь бы в экономике страны все наладилось.

Когда этот номер верстался, стало известно, что руководители ИМЗ распорядились приостановить отгрузку "Вояжей" торгующим организациям. Мотоциклы поступят в продажу только после устранения производственных и конструктивных недостатков, выявленных в последнее время. Кроме того, категорически запрещено впредь использовать производственные материалы, ухудшающие качество деталей и узлов. Завод достиг договоренности с поставщиками о закупке комплектующих зарубежного производства. Кроме того, руководители ИМЗ обратились через "Мото" ко всем, кто ездит на "Уралах", с просьбой присылать пожелания, предложения, касающиеся семейства мотоциклов завода. Ваши письма направляйте по адресу: Свердловская обл., г. Ирбит, ул. Советская, 100-а.

 

Журнал МОТО №10/98

Rider  

© Alien-X design 2001


Rambler's Top100 Rambler's Top100


Используются технологии uCoz