ВЕДЬМИНА
СЕМЕЙКА
"YAMAHA VIRAGO": круизер по-японски
Его история восходит аж ко второй половине 70-х годов, когда на автострадах США необычайно модным стал стиль "кастом". Что сие за зверь? Да обычный аппарат, слегка "прикинутый" по американской моде: ну там седло со ступенькой, руль повыше, задняя шина пошире, всякие хромированные цацки... Но даже такого скромного наряда хватило, чтобы к концу десятилетия кастомы скинули с американского трона классиков. В ту пору планированием мотоциклетной деятельности концерна "Ямаха" на рынке США занимался Эд Бёрк. Он-то и подкинул идею создания машины с V-образной двойкой как следующий шаг по заданному кастомами пути. Первый "V-twin" от "квартета" всемогущих японских компаний дебютировал осенью 1980 года сразу в двух обличьях. Одно «лицо» - 1000-кубовый 70-сильный классик "Ямаха XV1000 TR1", другое - 750-кубовый 60-сильный круизер "Ямаха XV750 Special" (имя "Virago" появилось чуть позже и поначалу только на мотоциклах для американского рынка). Обе машины объединял ряд необычных конструктивных решений. Задний цилиндр V-образной двойки, в отличие от "Харлея" и прочих древних моторов, был не соосен с передним, его смещение вбок улучшало охлаждение. Мотор подвешивался за головки цилиндров к сваренной из штамповок хребтовой раме, внутри которой разместили воздушный фильтр. Оба варианта щеголяли литыми колесами с "закрученными" спицами, задней подвеской с центральным моноамортизатором. Трансмиссия мотоциклов выполнялась в совершенно различных двух вариантах -для европейского и американского рынков: роликовая цепь- для Европы, карданный вал - для США. Успех японского круизера оказался ошеломляющим! Конкурентам оставалось кусать локти - в их программе подобного рода машины появились только через несколько лет. РОДОСЛОВНАЯ 1981
год (напомним, что именно мы
подразумеваем, указывая дату, - модельный
год, ведь фактически машины дебютируют,
как правило, осенью предыдущего): "XV750
Special",
первый в «ведьминой семейке». Рабочий
объем 748 куб.см (83х69,2 мм), 60 л. с. при 7000 об/мин,
212 кг сухой массы мотоцикла, база 1520 мм. 1982 г.: "XV920 Virago". Рабочий объемдвигателя увеличен до 920 куб.см (92х69,2 мм), мощность - до 65 л. с. при 6500 об/мин. Привод на заднее колесо - карданным валом, двухдисковый передний тормоз, регулируемый руль, электронная жидкокристаллическая панель приборов. База 1520 мм, сухая масса 225 кг. 1983 г.: на всех моделях - привод только карданным валом. Ненадежная электронная панель приборов заменена обычной. Кроме стандартного, мотоциклы выпускаются в исполнении "Midnight" - выкрашенные в черный цвет двигатели, золотые цировки на бензобаке. В середине года "большая ведьма" «располнела» до 981 куб.см (95х69,2 мм, 65 л. с. при 6500 об/мин). В дополнение к основному бензобаку емкостью 12,5 л под седло 1000-кубовой машины стали ставить резервный на 2 л. Запущена в производство модель "XV500SE" (494 куб.см, 73х59 мм, 44 л. с. при 8000 об/мин, масса мотоцикла 173 кг, база 1410 мм), которая удержалась в программе всего один год. 1984 г.: год больших перемен. Задняя подвеска с центральным моноамортизатором заменена традиционной с двумя амортизаторами. Воздушный фильтр вынесен из рамы наружу. Вместо прежнего угловатого бензобака установлен бак "капелькой". Седло стало ниже, увеличен вылет передней вилки. Поскольку правительство США ввело покровительственные тарифы для спасения "Харлей-Дэвидсона", увеличив пошлины для импортных мотоциклов рабочим объемом выше 700 куб.см, литраж 750-кубовой модификации для американского рынка уменьшен до 699 куб.см (80,2х69,2 мм). На эту модель по заказу стали устанавливать спицованные колеса. 1985 г.: без видимых перемен. 1986 г.: "XV1100" пришла на смену 1000-кубовой модели (95х75 мм; 1063 куб.см; 70 л. с. при 6000 об/мин). Резервный бензобак ликвидирован, емкость основного увеличена до 16,5 л. Расширилась гамма исполнения обеих моделей: двухцветная или одноцветная окраска, литые или спицованные колеса. 1987 г.: в дополнение к 700-кубовому и 1100-кубовому вариантам начато производство модели "XV535" (535 куб.см; 76х59 мм; 46 л. с. при 7500 об/мин; сухая масса мотоцикла 186 кг; база 1520 мм; спицованные колеса). Не ищите взглядом пробку бензобака - бак емкостью 8,5 л расположили под седлом. 1988 г.: отмена повышенных для импортеров пошлин в США привела к возврату 750-кубовой модели. Она и 1100-кубовая машины получили новые седла более удобной формы. Для японского рынка начато производство 400-кубового (68х55 мм; 40 л. с. при 8500 об/мин) варианта модели "XV535". Состоялся дебют модели "XV250" (248 куб.см; 49х66 мм; 23 л. с. при 8000 об/мин; сухая масса мотоцикла 137 кг; база 1490 мм). "Маленькая ведьма" коренным образом отличалась от больших сестер - у нее дуплексная трубчатая рама вместо хребтовой, привод на заднее колесо - цепью. В США эту машину продавали под названием "Route 66". 1989 г.: модель "XV535" оснастили дополнительным бензобаком емкостью 4,5 л, расположенным на традиционном месте, а также двойным седлом вместо одинарного. 1990 г.: без видимых перемен. . 1991 г.: на модели "XV535" тормозные диски с прорезями заменили сплошные. 1992 г.: без видимых перемен. 1993 г.: на модели "XV535" появились хромированные картерные детали (вместо полированного алюминия). 1994 г.: модернизация моделей "XV750" и "XV1100". Увеличен диаметр тормозных дисков, установлены четырехпоршневые тормозные скобы. Только спицованные колеса. Модель "XV535" выпускается в двух исполнениях: стандартном и "Special" (DX) - с увеличенным числом хромированных деталей, двухцветной окраской и обивкой седла с "кнопками". 1995 г.: исполнение "Special" для 250-кубовой модели. 1996 г.: для внутреннего рынка Японии начато производство 400-кубового мотоцикла "Drag Star" с дуплексной рамой и цепной передачей на заднее колесо. Со временем эта серия вытеснит "Virago" во всех кубатурах. Модифицированы впускная и выпускная системы модели "XV535". 1100-кубовая модель оснащена карбюраторами с датчиком положения дроссельной заслонки, выпускается также в исполнении "Special". На все "Virago" начали устанавливать новые зеркала с хромированным прямоугольным корпусом из нержавеющей стали. 1997 г.: дополнение к производственной программе - модель "XV125" (124 куб.см; 41х47 мм; 10,3 л. с. при 8000 об/мин; сухая масса мотоцикла 139 кг; база 1495 мм). Конструкция ходовой части аналогична 250-кубовой модели. 1998 г.: прекращено производство 400" кубовой и 750-кубовой моделей. 1999 г.: исполнение "Special" для 125-кубовой модели. 2000 г.: прекращено производство 1100-кубовой модели. 250-кубовая изготавливается только в исполнении "Special". 2001 г.: прекращено производство 250-кубовой модели; "XV535" - только в исполнении "DX". КОДЫ И СЕКРЕТЫ Кодировка моделей "Virago" запутана до чрезвычайности. Прежде всего, надо знать, что литеры, соответствующие модельным годам, "Ямаха" присваивает не подряд по алфавиту, а с пропусками некоторых букв 1981 Н 1987 Т 1993 Е 1982 J 1988 U 1994 F 1983 К 1989 W 1995 G 1984 L 1990 A 1996 Н 1985 N 1993 В 1997 J 1986 S 1992 D 1998 К Европейские модели 1981 и 1982 года (с цепной передачей) обозначались "RH" и "RJ" - с дополнительной буквой "R". Исполнение "Midnight" 1983 года обозначалось дополнительным "М" перед литерой модельного года ("МК"). 700-кубовая модель в 1986 и 1987 годах выпускалась с литыми или спицованными колесами, на что указывалось, соответственно, буквами "С" (от «cast") или "S" ("spoked") перед литерой, означающей модельный год. С 1994 года буква "S" на том же месте (то есть перед литерой модельного года) означает исполнение "Special". Наконец, с 1984 года буква "С" после литеры модельного года присваивается мотоциклам в исполнении для Калифорнии (главное отличие этих машин - в том, что они оснащены системой сбора паров бензина, испаряющегося из бензобака). Таким образом, «шифр» "XV700CSC" означает: модель с 700-кубовым двигателем, литыми колесами, 1986 модельного года, исполнение для Калифорнии. Главное достоинство серии "Virago" кроется, как ни странно, в ее почтенном происхождении. Поскольку класс круизеров в начале 80-х находился лишь в зачатке, то геометрия мотоцикла (вылет и угол наклона рулевой колонки, база) не столь радикальна, как у преемников, и близка к классической. Поэтому мотоцикл обладает завидной маневренностью на малой скорости (хотя жесткость ходовой части архаично мала) и отлично чувствует себя на городских улицах. Вообще, "Virago" -один из немногих круизеров, который как нельзя лучше подходит на роль мотоцикла на каждый день. Вне зависимости от рабочего объема, он весьма «дружелюбен» к людям небольшого роста, комфорт, с точки зрения водителя, вполне достаточен. А вот с пассажиром лучше ездить не дальше, чем до ближайшего бара. Еще одна характерная особенность семейства (положительная или отрицательная - судите сами) - "крутильные" моторы. На высоких оборотах они живут «в полную силу». А вот ломовая тяга на низах, которую так ценят в круизерах, лишь в самых больших двигателях (1000 и 1100 куб.см). Вопреки своему названию "Virago" зарекомендовали себя весьма уживчивыми и надежными созданиями. Если в них что-то и огорчает, то электрика. Электростартер срабатывает с жутким шумом и редко живет дольше пяти лет. Добавляет хлопот и система включения резерва на мотоциклах с двумя бензобаками: пользоваться кнопочкой на руле, несомненно, удобно, но до тех пор, пока система работает. Дело в том, что электромагнитный клапан, расположенный под нижним бензобаком, принимает на себя всю грязь и в один далеко не прекрасный момент может отказать. Иногда он закисает просто от того, что им долго не пользовались. И вообще, коррозионная стойкость - не самое сильное свойство машины. При покупке секонд хэнда, кроме электромагнитного клапана включения резерва, проверяйте тормозные системы и глушители. На "XV535" они, например, составляют единое целое с выпускными трубами, и их замена влетит в копеечку! Заметим, тюнинговые выпускные системы порою вдвое дешевле штатных. Владельцы "Virago" - особенно больших, от 700 куб.см и выше могут почерпнуть немало полезной информации (если вы знаете английский язык) на американском сайте www.viragoownersclub.org регулировки и применяемые эксплуатационные материалы, поиск и устранение типичных неисправностей, ремонт и тюнинг.
|
Журнал МОТО №7/2001