ВЕДЬМИНА
СЕМЕЙКА
"YAMAHA VIRAGO": круизер по-японски
Его
история восходит аж ко второй половине
70-х годов, когда на автострадах США
необычайно Первый "V-twin" от "квартета" всемогущих японских компаний дебютировал осенью 1980 года сразу в двух обличьях. Одно «лицо» - 1000-кубовый 70-сильный классик "Ямаха XV1000 TR1", другое - 750-кубовый 60-сильный круизер "Ямаха XV750 Special" (имя "Virago" появилось чуть позже и поначалу только на мотоциклах для американского рынка). Обе машины объединял ряд необычных конструктивных решений. Задний цилиндр V-образной двойки, в отличие от "Харлея" и прочих древних моторов, был не соосен с передним, его смещение вбок улучшало охлаждение. Мотор подвешивался за головки цилиндров к сваренной из штамповок хребтовой раме, внутри которой разместили воздушный фильтр. Оба варианта щеголяли литыми колесами с "закрученными" спицами, задней подвеской с центральным моноамортизатором. Трансмиссия мотоциклов выполнялась в совершенно различных двух вариантах -для европейского и американского рынков: роликовая цепь- для Европы, карданный вал - для США. Успех японского круизера оказался ошеломляющим! Конкурентам оставалось кусать локти - в их программе подобного рода машины появились только через несколько лет. РОДОСЛОВНАЯ 1981
год (напомним, что именно мы
подразумеваем, указывая дату, - модельный
год, ведь 1982 г.: "XV920 Virago". Рабочий объемдвигателя увеличен до 920 куб.см (92х69,2 мм), мощность - до 65 л. с. при 6500 об/мин. Привод на заднее колесо - карданным валом, двухдисковый передний тормоз, регулируемый руль, электронная жидкокристаллическая панель приборов. База 1520 мм, сухая масса 225 кг. 1983
г.: на всех моделях - привод только
карданным валом. Ненадежная
электронная панель приборов заменена
обычной. Кроме стандартного,
мотоциклы выпускаются в исполнении 1984
г.: год больших перемен. Задняя
подвеска с центральным моноамортизатором
заменена традиционной с двумя
амортизаторами. Воздушный фильтр вынесен
из рамы наружу. Вместо 1985 г.: без видимых перемен. 1986
г.: "XV1100"
пришла на смену 1000-кубовой модели (95х75
мм; 1063 куб.см; 70 л. с. при 6000 об/мин). Резервный
бензобак ликвидирован, емкость
основного увеличена до 16,5 л. 1988
г.: отмена повышенных для импортеров
пошлин в США привела к возврату 750-кубовой
модели. Она и 1100-кубовая машины
получили новые седла более удобной
формы. Для японского 1989 г.: модель "XV535" оснастили дополнительным бензобаком емкостью 4,5 л, расположенным на традиционном месте, а также двойным седлом вместо одинарного. 1990 г.: без видимых перемен. . 1991
г.: на модели "XV535" тормозные
диски с прорезями заменили сплошные. 1992 г.: без видимых перемен. 1993 г.: на модели "XV535" появились хромированные картерные детали (вместо полированного алюминия). 1994
г.: модернизация моделей "XV750"
и "XV1100". Увеличен диаметр
тормозных дисков, 1995 г.: исполнение "Special" для 250-кубовой модели. 1996 г.: для внутреннего рынка Японии начато производство 400-кубового мотоцикла "Drag Star" с дуплексной рамой и цепной передачей на заднее колесо. Со временем эта серия вытеснит "Virago" во всех кубатурах. Модифицированы впускная и выпускная системы модели "XV535". 1100-кубовая модель оснащена карбюраторами с датчиком положения дроссельной заслонки, выпускается также в исполнении "Special". На все "Virago" начали устанавливать новые зеркала с хромированным прямоугольным корпусом из нержавеющей стали. 1997 г.: дополнение к производственной программе - модель "XV125" (124 куб.см; 41х47 мм; 10,3 л. с. при 8000 об/мин; сухая масса мотоцикла 139 кг; база 1495 мм). Конструкция ходовой части аналогична 250-кубовой модели. 1998 г.: прекращено производство 400" кубовой и 750-кубовой моделей. 1999 г.: исполнение "Special" для 125-кубовой модели. 2000 г.: прекращено производство 1100-кубовой модели. 250-кубовая изготавливается только в исполнении "Special". 2001 г.: прекращено производство 250-кубовой модели; "XV535" - только в исполнении "DX". КОДЫ И СЕКРЕТЫ Кодировка моделей "Virago" запутана до чрезвычайности. Прежде всего, надо знать, что литеры, соответствующие модельным годам, "Ямаха" присваивает не подряд по алфавиту, а с пропусками некоторых букв 1981 Н 1987 Т 1993 Е 1982 J 1988 U 1994 F 1983 К 1989 W 1995 G 1984 L 1990 A 1996 Н 1985 N 1993 В 1997 J 1986 S 1992 D 1998 К Европейские модели 1981 и 1982 года (с цепной передачей) обозначались "RH" и "RJ" - с дополнительной буквой "R". Исполнение "Midnight" 1983 года обозначалось дополнительным "М" перед литерой модельного года ("МК"). 700-кубовая модель в 1986 и 1987 годах выпускалась с литыми или спицованными колесами, на что указывалось, соответственно, буквами "С" (от «cast") или "S" ("spoked") перед литерой, означающей модельный год. С 1994 года буква "S" на том же месте (то есть перед литерой модельного года) означает исполнение "Special". Наконец, с 1984 года буква "С" после литеры модельного года присваивается мотоциклам в исполнении для Калифорнии (главное отличие этих машин - в том, что они оснащены системой сбора паров бензина, испаряющегося из бензобака). Таким образом, «шифр» "XV700CSC" означает: модель с 700-кубовым двигателем, литыми колесами, 1986 модельного года, исполнение для Калифорнии. Главное достоинство серии "Virago" кроется, как ни странно, в ее почтенном происхождении. Поскольку класс круизеров в начале 80-х находился лишь в зачатке, то геометрия мотоцикла (вылет и угол наклона рулевой колонки, база) не столь радикальна, как у преемников, и близка к классической. Поэтому мотоцикл обладает завидной маневренностью на малой скорости (хотя жесткость ходовой части архаично мала) и отлично чувствует себя на городских улицах. Вообще, "Virago" -один из немногих круизеров, который как нельзя лучше подходит на роль мотоцикла на каждый день. Вне зависимости от рабочего объема, он весьма «дружелюбен» к людям небольшого роста, комфорт, с точки зрения водителя, вполне достаточен. А вот с пассажиром лучше ездить не дальше, чем до ближайшего бара. Еще одна характерная особенность семейства (положительная или отрицательная - судите сами) - "крутильные" моторы. На высоких оборотах они живут «в полную силу». А вот ломовая тяга на низах, которую так ценят в круизерах, лишь в самых больших двигателях (1000 и 1100 куб.см). Вопреки своему названию "Virago" зарекомендовали себя весьма уживчивыми и надежными созданиями. Если в них что-то и огорчает, то электрика. Электростартер срабатывает с жутким шумом и редко живет дольше пяти лет. Добавляет хлопот и система включения резерва на мотоциклах с двумя бензобаками: пользоваться кнопочкой на руле, несомненно, удобно, но до тех пор, пока система работает. Дело в том, что электромагнитный клапан, расположенный под нижним бензобаком, принимает на себя всю грязь и в один далеко не прекрасный момент может отказать. Иногда он закисает просто от того, что им долго не пользовались. И вообще, коррозионная стойкость - не самое сильное свойство машины. При покупке секонд хэнда, кроме электромагнитного клапана включения резерва, проверяйте тормозные системы и глушители. На "XV535" они, например, составляют единое целое с выпускными трубами, и их замена влетит в копеечку! Заметим, тюнинговые выпускные системы порою вдвое дешевле штатных. Владельцы "Virago" - особенно больших, от 700 куб.см и выше могут почерпнуть немало полезной информации (если вы знаете английский язык) на американском сайте www.viragoownersclub.org регулировки и применяемые эксплуатационные материалы, поиск и устранение типичных неисправностей, ремонт и тюнинг.
|
Журнал МОТО №7/2001